29 марта (10 апреля н.ст.) - день рождения К.С.Аксакова (1817 – 1860)
В 1862 году впервые были напечатаны «Воспоминания студенства» К.С Аксакова. Публикацию сделал его младший брат Иван Сергеевич в своей газете «День».
Константин Сергеевич готовил статью к 100-летию Московского университета и закончил её в январе 1855 года. По поводу юбилея в доме Ю.Ф.Самарина собралась небольшая компания бывших студентов, и каждый из присутствовавших поделился своими воспоминаниями о студенческих годах. На этом собрании впервые была прочитана и статья К.Аксакова
1788–1802 – это годы от рождения семьи Тимофея Степановича и Марии Николаевны Аксаковых и до марта 1802 г., когда Серёжа Аксаков (Багров-внук) после почти десятимесячного перерыва возвращается на учебу в Казанскую гимназию. Таким образом, хроника охватывает два ранних периода аксаковской семьи: уфимский и, частично, ново-аксаковский (багровский), а также включает первые пять месяцев казанского периода С.Т. Аксакова в 1801 г. Именно об этом временном отрезке речь идет в трех последних отрывках «Семейной хроники» (19.02.1788 (10.05.1788) – 22.09.1791), в «Детских годах Багрова-внука» (20.09.1791 – 03.01.1800) и в первых двух главах «Воспоминаний» (январь 1800 – 19.03.1802 (26.07.1802)).
Важно отметить, что точных дат в аксаковской дилогии совсем немного. И это скорее естественно – ведь, это не историческое исследование или хроника, не летопись жизни и творчества, и даже не мемуары в чистом виде. Это – мемуарно-художественное (а может быть даже и художественно-мемуарное) произведение. Даты в произведениях Багрова-внука далеко не всегда являются исторически точными.
Можно предположить, что в 1850-е годы, когда С.Т. Аксаков писал свою автобиографическую трилогию, его уже подводила память. Или же он умышленно подправил даты в своих произведениях? Последнее кажется нам весьма маловероятным. Но возможно еще одно объяснение: для художника слόва – точные даты (числа) вовсе не являлись главным (существенным), а находились на периферии его творческого сознания. Кроме того, в действительности могли иметь место все три обозначенных предположения в их определенном сочетании. Наконец, есть еще одна версия – наверное, самая простая – С.Т. Аксаков просто мог не знать точных дат некоторых событий Семейной хроники, в том числе, и своей биографии. Важно еще раз подчеркнуть, что исследователи творчества С.Т. Аксакова неоднократно фиксировали расхождение датировок в его мемуарных произведениях и соответствующих им реальных исторических фактов.
В «Детских годах…» последовательные воспоминания Багрова-внука начинаются с 1795 г. (тогда семья Багровых уже жила в уфимском доме Зубина), а заканчиваются 3 января 1800 г., когда Серёжа вместе с отцом и матерью впервые выезжают из Чурасова (Чуфарова) в Казань. Важнейшие даты для датировок всей книги – это кончина в ноябре 1796 г. Екатерины II и рождение в июне 1797 г. Николая Тимофеевича Аксакова. От этих дат можно отсчитать и все остальные даты повествования как назад по тексту, так и вперед. Однако в главе «Летняя поездка в Чурасово» по ходу изложения событий чётко фиксируется сдвиг во времени – с 1798 на 1799 год, что, конечно, существенно затрудняет установление точных дат в мемуарах С.Т. Аксакова.
А теперь, собственно, перейдем к нашей реконструкции Семейной хроники Багровых-Аксаковых за 14 лет – с февраля 1788 по март 1802 года.
Стать читать по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1SzY2H5btouYT-4rIINBHlBXkXWRQXkuNy3_n45585pU/edit
Девиз праздника: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами»
С.Т.АКСАКОВ. ТЕАТР - ЛЮБИМОЕ ИСКУССТВО
Театр занимал большое место в жизни С.Т.Аксакова, и это отразилось и в его творчестве. Писатель - автор театральных мемуаров и театральной критики. Знакомство юного Сергея Аксакова с театром произошло в период обучения в Казани. Он вспоминал, что приехавший в город родной дядя А.Н.Зубов два раза сводил его в театр - «в оперу «Песнолюбие» и в комедию «Братом проданная сестра». «Эти два спектакля, - пишет Аксаков, - произвели на меня почти такое же впечатление, как и ружейная охота. Я питал особенное пристрастие к театральным сочинениям и по рассказам составил себе кое-какое понятие об их сценическом исполнении. Но действительность далеко превзошла мои предположения. Я грезил виденными мною спектаклями и день и ночь, и так рассеялся, что совершенно не мог заниматься ученьем».