Девиз праздника: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами»
С.Т.АКСАКОВ. ТЕАТР - ЛЮБИМОЕ ИСКУССТВО
Театр занимал большое место в жизни С.Т.Аксакова, и это отразилось и в его творчестве. Писатель - автор театральных мемуаров и театральной критики. Знакомство юного Сергея Аксакова с театром произошло в период обучения в Казани. Он вспоминал, что приехавший в город родной дядя А.Н.Зубов два раза сводил его в театр - «в оперу «Песнолюбие» и в комедию «Братом проданная сестра». «Эти два спектакля, - пишет Аксаков, - произвели на меня почти такое же впечатление, как и ружейная охота. Я питал особенное пристрастие к театральным сочинениям и по рассказам составил себе кое-какое понятие об их сценическом исполнении. Но действительность далеко превзошла мои предположения. Я грезил виденными мною спектаклями и день и ночь, и так рассеялся, что совершенно не мог заниматься ученьем».
В Казани он и сам вышел на сцену любительского студенческого театра. Первый театральный успех пришел к нему в постановках комедии М.И.Веревкина «Так и должно» и пьесы А.П.Сумарокова «Приданое обманом». Аксаков писал, что своей игрой он произвел «сильный эффект и был провозглашен большим талантом и актером».
С середины 1820-х годов стало возможным публиковать театральную критику, и статьи Аксакова стали появляться в таких изданиях, как «Вестник Европы», «Московский вестник», «Галатея», «Молва», причем подавляющее большинство из них выходило анонимно или под псевдонимами. Это объяснялось этическими соображениями: в то время Сергей Тимофеевич служил цензором.
С начала своей театрально-критической деятельности писатель был сторонником реалистического театра и считал, что в игре актера самым важным является раскрытие характера персонажа через выразительность голоса и жестикуляции. Исследователи отмечают, что Аксаков первым заговорил о необходимости соответствия характеру языка персонажа.
Хорошо зная театр изнутри, он мог не только в целом оценить действо, но и тонко подметить любые детали в сценографии и актерской игре, которая являлась предметом его особого внимания при разборе спектакля. Детальный анализ представления был характерной чертой Аксакова-критика, что часто заставляло завистников иронизировать по этому поводу.
Перу писателя принадлежат портреты известных русских актеров той поры: Шушерина, Каратыгина, Мочалова и других. Особое место в его мемуарах занимает имя великого русского актера М.С. Щепкина, внесшего большой вклад в развитии театрального реализма на русской сцене. В его лице Аксаков видел соединение природного таланта и трудолюбия, наиболее ценимых им в любом актере.
«Сцена требует, - писал Аксаков, - выражения ясного, живого, так сказать осязательного, без которого зритель не может видеть понимания роли, не может сочувствовать представляемому лицу. Но бывает редкое соединение таланта с ясным умом и горячею любовью к искусству, и это счастливое соединение представляет нам Щепкин. Его отличительное качество именно состоит в чувстве священного долга к искусству, долга неоплатного, каков бы ни был талант человека».
Для становления нового направления в развитии русского театра - сценического реализма, С.Т. Аксаков также сделал достаточно, чтобы его имя было известно и почитаемо всеми, кто любит театр. Безмерная любовь к театру побудила его в конце жизни признаться, что это его «любимое искусство».
н.с. музея Кузина Г.Н.
27 марта – Международный день театра
26 марта 2022