24 февраля 2023
На рубеже 1890 - 91 годов в Самарской епархии произошли изменения: после тяжелой болезни почил в Бозе Преосвященный Серафим (Протопопов), занимавший Самарскую кафедру с декабря 1877 по 11 января 1891г.г. и на короткое время епархию возглавил епископ Чебоксарский Сергий (Соколов).
<…> На его очень короткое служение в Самаре пришлась смерть самарского губернского предводителя дворянства тайного советника Григория Сергеевича Аксакова, бывшего с 1867 по 1872 годы Самарским губернатором. Епископ Сергий на погребение новопреставленного Григория подготовил траурный панегирик.
Традиция произнесения погребальных похвальных речей относит нас к древнему миру Греции и Рима. Такие речи выстраивались по принятому образцу, предполагавшему непременное перечисление и восхваление достижений и подвигов покойного и умерших представителей его рода, совершенных во имя сограждан.
Исследователи данной темы рубежа XIX - XX веков, проследили и показали преемственность христианской проповеди и античной риторической традиции.
<…> В христианстве формирование жанра надгробной речи связывают с именами Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, Григория Нисского.
Епископ Сергий (Соколов) составил свою речь, опираясь на святоотеческое учение, и начал с упоминания святых Григория Нисского и Григория Богослова, в надгробных речах которых был установлен непреложный примат духовного над материальным, и поэтому физические достоинства усопшего не упоминались и не восхвалялись.
О «величайшей заслуге отцов Церкви» диакон Петр (Галанюк) в своей научной работе пишет, что она «состоит в том, что они не просто сумели наполнить (одухотворить) языческий жанр христианским содержанием, но по факту — противопоставить существующей языческой традиции принципиально новый формат христианской надгробной речи, не лишенной при этом ни богословско-рационального, ни лично-эмоционального начала. Их надгробные речи принесли, по сути, новый взгляд на смерть, которая должна была осмысливаться исключительно в сотериологической и эсхатологической перспективе. Для христианина, который вверил себя в руки Святой Троицы, смерть — не повод для чрезмерных сетований и переживаний».
Исходя из этого, епископ Сергий обратился к истокам того рода, из которого происходил новопреставленный, отмечая, что это было практически одно время с тем, когда была основана русская государственность. Отметив характерное для рода благоверно - княжеское благочестие, умственные дарования, применяемые на «святое служение Богу и ближнему», кроткое, истинно христианское обращение с подчиненными и рабами, владыка Сергий называет род Аксаковых с домочадцами – крепостными домашней церкви, члены которой были «богаты духом; жили в Бога богатея и умирали о Господе, удостоиваясь почестей вышняго звания о Христе Иисусе Господе нашем».
Так как Григорий Сергеевич почил позже своего отца и братьев, епископ Сергий в своей речи упоминает и воздает хвалу каждому из них. Отмечая служебную деятельность отца покойного (писателя С.Т.Аксакова), он называет его примерным слугой царя и Бога; давая характеристику старшему брату покойного Константину, говорит о нем как о человеке, которому была присуща «необыкновенная высота, чистота и глубина воззрений» и как об одном «из тех, блаженных чистых сердцем, которые Бога зрят здесь и еще более узрят в будущей жизни»; младшего брата – Ивана, владыка называет подвижником истины с великими христианскими добродетелями и напоминает о той роли, которую сыграл Иван Сергеевич в освобождении южных славян, положив за них душу свою.
О новопреставленном Григории священник замечает: «что было священным исконным заветом в роде их, за что отец и братья почившего нашего ратовали больше словом и писаниями, за то он, - незабвенный почивший, - подвизался делом и жизнию, в духе их древнего родового боярского благовернокняжеского благочестия, духе их мудрости мирной, кроткой благопокорливой, исполненной милости и плодов благих, прекрасно дополняя и развивая их учение жизнедеятельностию своею, а в ином превосходя их».
Говоря о почти полувековой службе Григория Сергеевича, владыка Сергий представил его как настоящего христианина, исповедующего наставления Спасителя «а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (От Матфея 20, 26). «Он бежал от власти, - отмечал владыка, - боялся, как бы не испортиться от притязаний власти; но когда она сама шла к нему, не отвращался от нее, видя в ней Божие призвание».
Великой заслугой перед Богом и людьми епископ Сергий назвал миротворство покойного, ибо сказано в Писании – «Блаженны миротворцы, ибо сынами Божиими нарекутся». (Мф. I 5, 9) А Григорий Сергеевич Аксаков «в самых сварливых и строптивых <…> находил хоть некую добрую сторону, - признак души высокой, истинно благородной, - ей покрывал мрачные их стороны и таким образом располагал их друг к другу и примирял тех и других. Так всё покрывала, милосердствовала его высокая любовь христианская».
Надгробная речь содержит не только свидетельства христианской любви покойного губернатора к жителям самарской губернии, но и их любовь и уважение к нему. По словам епископа, бесчисленное количество простого народа на протяжении четырёх суток прошло перед гробом своего губернатора и на протяжении всего времени звучала и их непрестанная молитва об упокоении его души. А церковь едва ли вместила и десятую часть собравшихся проводить его в последний путь.
Заключительные слова этой проникновенной речи, обращенные к потомкам славного аксаковского рода, а через них ко всем нам, кому дороги и святы те же ценности, были услышаны. И подтверждением этого является не только та большая работа, которая была проделана буквально за последние несколько лет Аксаковским комитетом Самары и Самарской области по возвращению имени Аксаковых в контекст культуры края, но и в целом в России и, прежде всего, в местах, называемых нами «аксаковскими».
Н.с. музея Кузина Г.Н.
<…> На его очень короткое служение в Самаре пришлась смерть самарского губернского предводителя дворянства тайного советника Григория Сергеевича Аксакова, бывшего с 1867 по 1872 годы Самарским губернатором. Епископ Сергий на погребение новопреставленного Григория подготовил траурный панегирик.
Традиция произнесения погребальных похвальных речей относит нас к древнему миру Греции и Рима. Такие речи выстраивались по принятому образцу, предполагавшему непременное перечисление и восхваление достижений и подвигов покойного и умерших представителей его рода, совершенных во имя сограждан.
Исследователи данной темы рубежа XIX - XX веков, проследили и показали преемственность христианской проповеди и античной риторической традиции.
<…> В христианстве формирование жанра надгробной речи связывают с именами Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, Григория Нисского.
Епископ Сергий (Соколов) составил свою речь, опираясь на святоотеческое учение, и начал с упоминания святых Григория Нисского и Григория Богослова, в надгробных речах которых был установлен непреложный примат духовного над материальным, и поэтому физические достоинства усопшего не упоминались и не восхвалялись.
О «величайшей заслуге отцов Церкви» диакон Петр (Галанюк) в своей научной работе пишет, что она «состоит в том, что они не просто сумели наполнить (одухотворить) языческий жанр христианским содержанием, но по факту — противопоставить существующей языческой традиции принципиально новый формат христианской надгробной речи, не лишенной при этом ни богословско-рационального, ни лично-эмоционального начала. Их надгробные речи принесли, по сути, новый взгляд на смерть, которая должна была осмысливаться исключительно в сотериологической и эсхатологической перспективе. Для христианина, который вверил себя в руки Святой Троицы, смерть — не повод для чрезмерных сетований и переживаний».
Исходя из этого, епископ Сергий обратился к истокам того рода, из которого происходил новопреставленный, отмечая, что это было практически одно время с тем, когда была основана русская государственность. Отметив характерное для рода благоверно - княжеское благочестие, умственные дарования, применяемые на «святое служение Богу и ближнему», кроткое, истинно христианское обращение с подчиненными и рабами, владыка Сергий называет род Аксаковых с домочадцами – крепостными домашней церкви, члены которой были «богаты духом; жили в Бога богатея и умирали о Господе, удостоиваясь почестей вышняго звания о Христе Иисусе Господе нашем».
Так как Григорий Сергеевич почил позже своего отца и братьев, епископ Сергий в своей речи упоминает и воздает хвалу каждому из них. Отмечая служебную деятельность отца покойного (писателя С.Т.Аксакова), он называет его примерным слугой царя и Бога; давая характеристику старшему брату покойного Константину, говорит о нем как о человеке, которому была присуща «необыкновенная высота, чистота и глубина воззрений» и как об одном «из тех, блаженных чистых сердцем, которые Бога зрят здесь и еще более узрят в будущей жизни»; младшего брата – Ивана, владыка называет подвижником истины с великими христианскими добродетелями и напоминает о той роли, которую сыграл Иван Сергеевич в освобождении южных славян, положив за них душу свою.
О новопреставленном Григории священник замечает: «что было священным исконным заветом в роде их, за что отец и братья почившего нашего ратовали больше словом и писаниями, за то он, - незабвенный почивший, - подвизался делом и жизнию, в духе их древнего родового боярского благовернокняжеского благочестия, духе их мудрости мирной, кроткой благопокорливой, исполненной милости и плодов благих, прекрасно дополняя и развивая их учение жизнедеятельностию своею, а в ином превосходя их».
Говоря о почти полувековой службе Григория Сергеевича, владыка Сергий представил его как настоящего христианина, исповедующего наставления Спасителя «а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (От Матфея 20, 26). «Он бежал от власти, - отмечал владыка, - боялся, как бы не испортиться от притязаний власти; но когда она сама шла к нему, не отвращался от нее, видя в ней Божие призвание».
Великой заслугой перед Богом и людьми епископ Сергий назвал миротворство покойного, ибо сказано в Писании – «Блаженны миротворцы, ибо сынами Божиими нарекутся». (Мф. I 5, 9) А Григорий Сергеевич Аксаков «в самых сварливых и строптивых <…> находил хоть некую добрую сторону, - признак души высокой, истинно благородной, - ей покрывал мрачные их стороны и таким образом располагал их друг к другу и примирял тех и других. Так всё покрывала, милосердствовала его высокая любовь христианская».
Надгробная речь содержит не только свидетельства христианской любви покойного губернатора к жителям самарской губернии, но и их любовь и уважение к нему. По словам епископа, бесчисленное количество простого народа на протяжении четырёх суток прошло перед гробом своего губернатора и на протяжении всего времени звучала и их непрестанная молитва об упокоении его души. А церковь едва ли вместила и десятую часть собравшихся проводить его в последний путь.
Заключительные слова этой проникновенной речи, обращенные к потомкам славного аксаковского рода, а через них ко всем нам, кому дороги и святы те же ценности, были услышаны. И подтверждением этого является не только та большая работа, которая была проделана буквально за последние несколько лет Аксаковским комитетом Самары и Самарской области по возвращению имени Аксаковых в контекст культуры края, но и в целом в России и, прежде всего, в местах, называемых нами «аксаковскими».
Н.с. музея Кузина Г.Н.