12 марта 2021
После нескольких тягостных лет пребывания в деревне (ныне с.Надеждино Белебеевского района Республики Башкортостан) С.Т.Аксаков со своим семейством переехал в Москву, куда давно рвалась его душа. Вспоминая это время, он писал: «По принятому мною заранее плану: прожить десять лет безвыездно в Оренбургской губернии, — мне оставалось жить в деревне еще один год; но как в продолжение этого времени я уезжал в Москву ровно на год, то мне следовало прожить в Надежине еще два года. Я давно уже разочаровался в моих надеждах сделаться хорошим хозяином и накопить порядочную сумму денег до переезда на житье в Москву. Я никак не ожидал такой неудачи».
Переезд состоялся в сентябре 1826 года. В Москве семья продолжала вести гостеприимный патриархальный образ жизни. Такая жизнь да еще содержание большого семейства – последний ребенок родился 1835 году, планирование учебы сыновей – все это требовало больших затрат, а поместья необходимого достатка не давали. Сергею Тимофеевичу надобно было определиться с дальнейшими занятиями.
Поначалу он поступил в Цензурный комитет, а затем после отставки вынужден был снова искать место.
Наконец, ему сообщили о вакансии инспектора (завуча) в Константиновском землемерном училище, и Аксаков решился занять её.
В октябре 1833 года он подал прошение и поступил на эту должность. Исследователи пишут, что «еще задолго до назначении С.Т.Аксакова на службу по Межевому ведомству <…> ему самому приходилось общаться и решать семейные межевые дела в различных межевых учреждениях и с разными межевыми чинами, <…> Поэтому, вопреки имеющемуся мнению о том, что С.Т. Аксаков пришел в Константиновское землемерное училище не сведущим в межевом деле человеком, не имеет под собой оснований». К тому же они отмечают, что в окружении писателя были люди, в разное время служившие в Межевой канцелярии.
Вопросы межевания затрагивались и в переписке с родителями, которые не раз обращались к своему сыну за помощью в разрешении землемерных дел в имениях, даже тогда, когда он еще не служил по этому ведомству. Например, в письме от 31 июля 1818г. Тимофей Степанович просит сына помочь в рассмотрении дела от «несправедливостей землемера и суда».
Педагогическая деятельность С.Т.Аксакова в землемерном училище пришлась на время преобразований в нем. Незадолго до его поступления на должность князь Долгорукий - управляющий Министерством юстиции – подал докладную записку, в которой излагались предложения по коренному переустройству землемерного училища. Россия к тому времени уже несколько лет проводила Специальное размежевание генеральных дач, которое было сопряжено с определенными трудностями, в том числе кадровыми.
Чтобы улучшить подготовку землемеров, Константиновская землемерная школа в 1819 г преобразовалась в училище, а потом, в 1835 году - в Константиновский межевой институт. Таким образом, Аксаков, поступив на службу в землемерное училище, активно участвовал в реорганизации и повышении его статуса. Он всей душой отдался новому делу.
По ряду причин и, в том числе зная, как много времени учащиеся, некоторые из которых проживали в нищете на окраине города, теряют на дорогу, часто опасную, особенно в непогоду, он предложил сделать училище закрытым учебным заведением. В результате не стало опозданий, увеличилось учебное время, так как до этого занятия длились лишь четыре часа, и ученики имели возможность лучше отдыхать. Видеться с родителями и родственниками они могли в отведенные для этого дни.
С подачи Сергея Тимофеевича были введены практические занятия для землемеров. В своей статье о новых архивных находках, касающихся службы Сергея Тимофеевича, В.Б. Давлетбаева отмечает: «<…> в мае 1834 года он организовал совещание, на которое пригласил ведущих учителей, ответственных за практическую сторону образования в училище. На этом совещании было решено просить Межевую канцелярию о покупке различных инструментов, карт и описаний, необходимых для преподавания географии и для упражнений учеников в практической геодезии».
Она также пишет, что «заботу и внимание проявлял Аксаков, как инспектор, по отношению к своим ученикам и учителям. Самых лучших учеников за благонравие и успехи в учении он поощрял памятными подарками: книгами, атласами, инструментами. Самых усердных учителей «за ревностную службу» он ежегодно награждал дополнительными денежными выплатами.
В мае 1835 года надворный советник С.Т.Аксаков стал первым директором Константиновского Межевого института. В следующем году институт получил здание бывшей усадьбы князей Куракиных, которое было специально перестроено. Совместно с главой Межевого корпуса и попечителем института сенатором И.У.Пейкером они разработали Устав нового учебного заведения, в котором было оговорено, что оно является казенным учреждением.
Е.Б.Емченко, исследовавшая период педагогической службы С.Т.Аксакова, отметила тот факт, что в Уставе даже такого элитного учебного заведения, как Императорское училище правоведения, имелся параграф о телесных наказаниях. В Уставе же Межевого института его нет. Она предполагает, что это заслуга С.Т.Аксакова и его принципиальная позиция. Еще в детстве он был сильно напуган сценой наказания учеников уфимского народного училища. Вспоминая этот эпизод, Сергей Тимофеевич писал в своей повести: «Слишком рано получил я это раздирающее впечатление и этот страшный урок! Он возмутил ясную тишину моей души. Я долго не мог успокоиться…».
Одна из частей Устава была посвящена нравственному воспитанию учеников. Для Аксакова как директора это было очень важно. Помимо изучения закона Божия воспитанники каждое воскресенье должны были участвовать в литургии, и день для них начинался и заканчивался молитвой.
Дети в учебном заведении всегда были под присмотром служителей. На обучении в институте числилось 150 человек. Это были мальчики от 12 до 16 лет. Все они получали бесплатное образование, проживание и питание, а также обучались языкам, этикету, танцам, пению. При зачислении преимущество отдавалось детям землемеров и тех чиновников, которые служили по межевому ведомству.
В 1838 году Сергей Тимофеевич вышел в отставку. Наступало время, которое он ждал. Наконец, можно было отдаться писательству. Впереди были литературные и театральные воспоминания, автобиографическая трилогия, книги об охоте и др., то есть те произведения, которые принесли известность ему как писателю; те произведения, которые сегодня очевидно являются высокой литературой, написанной прекрасным русским языком.
Служба Сергея Тимофеевича в Межевом институте оставила яркий след. На этой должности раскрылся его педагогический талант. Учащиеся, а потом и студенты видели душевное, заботливое отношение к ним Аксакова и отвечали взаимностью. Он высоко чтил и придавал большое значение труду педагогов – «тяжел подвиг образователя, но сладка и высока награда – способствовать развитию просвещения, следственно и благоденствию своего отечества!»
Е.Б.Емченко, пишет, что Аксаков считал только ту педагогическую систему «эффективной, которая содействует развитию в воспитаннике «соображения» (самостоятельность в мышлении развивает аналитический ум, инициативу, творческие способности). Таким образом, С.Аксаков выступал против зубрежки и механического заучивания материала. Особое значение С.Аксаков придавал воспитанию патриотизма, стремлению приносить пользу обществу. Аксаков в частном письме сыну Григорию писал: «Я считаю преступным тех родителей, чьи дети не приносят пользы и чести своему отечеству и человечеству».
После революции постановлением Совета народных комиссаров (в 1930 году) институт был разделен на два высших учебных заведения - Московский геодезический институт (ныне Московский государственный университет геодезии и картографии) и Московский институт инженеров землеустройства (ныне Государственный университет по землеустройству). Оба учебные заведения чтят память о своем первом директоре.
При МИИГАиКе в 2016 году был открыт Культурно-исторический центр «Музей С.Т. Аксакова», а в университетском дворике ГУЗа также в 2016 году был установлен первый в Москве памятник – бюст С.Т.Аксакову.
Кузина Г.Н., н.с. музея
Переезд состоялся в сентябре 1826 года. В Москве семья продолжала вести гостеприимный патриархальный образ жизни. Такая жизнь да еще содержание большого семейства – последний ребенок родился 1835 году, планирование учебы сыновей – все это требовало больших затрат, а поместья необходимого достатка не давали. Сергею Тимофеевичу надобно было определиться с дальнейшими занятиями.
Поначалу он поступил в Цензурный комитет, а затем после отставки вынужден был снова искать место.
Наконец, ему сообщили о вакансии инспектора (завуча) в Константиновском землемерном училище, и Аксаков решился занять её.
В октябре 1833 года он подал прошение и поступил на эту должность. Исследователи пишут, что «еще задолго до назначении С.Т.Аксакова на службу по Межевому ведомству <…> ему самому приходилось общаться и решать семейные межевые дела в различных межевых учреждениях и с разными межевыми чинами, <…> Поэтому, вопреки имеющемуся мнению о том, что С.Т. Аксаков пришел в Константиновское землемерное училище не сведущим в межевом деле человеком, не имеет под собой оснований». К тому же они отмечают, что в окружении писателя были люди, в разное время служившие в Межевой канцелярии.
Вопросы межевания затрагивались и в переписке с родителями, которые не раз обращались к своему сыну за помощью в разрешении землемерных дел в имениях, даже тогда, когда он еще не служил по этому ведомству. Например, в письме от 31 июля 1818г. Тимофей Степанович просит сына помочь в рассмотрении дела от «несправедливостей землемера и суда».
Педагогическая деятельность С.Т.Аксакова в землемерном училище пришлась на время преобразований в нем. Незадолго до его поступления на должность князь Долгорукий - управляющий Министерством юстиции – подал докладную записку, в которой излагались предложения по коренному переустройству землемерного училища. Россия к тому времени уже несколько лет проводила Специальное размежевание генеральных дач, которое было сопряжено с определенными трудностями, в том числе кадровыми.
Чтобы улучшить подготовку землемеров, Константиновская землемерная школа в 1819 г преобразовалась в училище, а потом, в 1835 году - в Константиновский межевой институт. Таким образом, Аксаков, поступив на службу в землемерное училище, активно участвовал в реорганизации и повышении его статуса. Он всей душой отдался новому делу.
По ряду причин и, в том числе зная, как много времени учащиеся, некоторые из которых проживали в нищете на окраине города, теряют на дорогу, часто опасную, особенно в непогоду, он предложил сделать училище закрытым учебным заведением. В результате не стало опозданий, увеличилось учебное время, так как до этого занятия длились лишь четыре часа, и ученики имели возможность лучше отдыхать. Видеться с родителями и родственниками они могли в отведенные для этого дни.
С подачи Сергея Тимофеевича были введены практические занятия для землемеров. В своей статье о новых архивных находках, касающихся службы Сергея Тимофеевича, В.Б. Давлетбаева отмечает: «<…> в мае 1834 года он организовал совещание, на которое пригласил ведущих учителей, ответственных за практическую сторону образования в училище. На этом совещании было решено просить Межевую канцелярию о покупке различных инструментов, карт и описаний, необходимых для преподавания географии и для упражнений учеников в практической геодезии».
Она также пишет, что «заботу и внимание проявлял Аксаков, как инспектор, по отношению к своим ученикам и учителям. Самых лучших учеников за благонравие и успехи в учении он поощрял памятными подарками: книгами, атласами, инструментами. Самых усердных учителей «за ревностную службу» он ежегодно награждал дополнительными денежными выплатами.
В мае 1835 года надворный советник С.Т.Аксаков стал первым директором Константиновского Межевого института. В следующем году институт получил здание бывшей усадьбы князей Куракиных, которое было специально перестроено. Совместно с главой Межевого корпуса и попечителем института сенатором И.У.Пейкером они разработали Устав нового учебного заведения, в котором было оговорено, что оно является казенным учреждением.
Е.Б.Емченко, исследовавшая период педагогической службы С.Т.Аксакова, отметила тот факт, что в Уставе даже такого элитного учебного заведения, как Императорское училище правоведения, имелся параграф о телесных наказаниях. В Уставе же Межевого института его нет. Она предполагает, что это заслуга С.Т.Аксакова и его принципиальная позиция. Еще в детстве он был сильно напуган сценой наказания учеников уфимского народного училища. Вспоминая этот эпизод, Сергей Тимофеевич писал в своей повести: «Слишком рано получил я это раздирающее впечатление и этот страшный урок! Он возмутил ясную тишину моей души. Я долго не мог успокоиться…».
Одна из частей Устава была посвящена нравственному воспитанию учеников. Для Аксакова как директора это было очень важно. Помимо изучения закона Божия воспитанники каждое воскресенье должны были участвовать в литургии, и день для них начинался и заканчивался молитвой.
Дети в учебном заведении всегда были под присмотром служителей. На обучении в институте числилось 150 человек. Это были мальчики от 12 до 16 лет. Все они получали бесплатное образование, проживание и питание, а также обучались языкам, этикету, танцам, пению. При зачислении преимущество отдавалось детям землемеров и тех чиновников, которые служили по межевому ведомству.
В 1838 году Сергей Тимофеевич вышел в отставку. Наступало время, которое он ждал. Наконец, можно было отдаться писательству. Впереди были литературные и театральные воспоминания, автобиографическая трилогия, книги об охоте и др., то есть те произведения, которые принесли известность ему как писателю; те произведения, которые сегодня очевидно являются высокой литературой, написанной прекрасным русским языком.
Служба Сергея Тимофеевича в Межевом институте оставила яркий след. На этой должности раскрылся его педагогический талант. Учащиеся, а потом и студенты видели душевное, заботливое отношение к ним Аксакова и отвечали взаимностью. Он высоко чтил и придавал большое значение труду педагогов – «тяжел подвиг образователя, но сладка и высока награда – способствовать развитию просвещения, следственно и благоденствию своего отечества!»
Е.Б.Емченко, пишет, что Аксаков считал только ту педагогическую систему «эффективной, которая содействует развитию в воспитаннике «соображения» (самостоятельность в мышлении развивает аналитический ум, инициативу, творческие способности). Таким образом, С.Аксаков выступал против зубрежки и механического заучивания материала. Особое значение С.Аксаков придавал воспитанию патриотизма, стремлению приносить пользу обществу. Аксаков в частном письме сыну Григорию писал: «Я считаю преступным тех родителей, чьи дети не приносят пользы и чести своему отечеству и человечеству».
После революции постановлением Совета народных комиссаров (в 1930 году) институт был разделен на два высших учебных заведения - Московский геодезический институт (ныне Московский государственный университет геодезии и картографии) и Московский институт инженеров землеустройства (ныне Государственный университет по землеустройству). Оба учебные заведения чтят память о своем первом директоре.
При МИИГАиКе в 2016 году был открыт Культурно-исторический центр «Музей С.Т. Аксакова», а в университетском дворике ГУЗа также в 2016 году был установлен первый в Москве памятник – бюст С.Т.Аксакову.
Кузина Г.Н., н.с. музея