1723
Вероятный год рождения Степана Михайловича Аксакова - деда Сергея Тимофеевича Аксакова.
По материалам Оренбургского краеведческого музея.
Профессор И.М. Андреев писал: «Гоголь, Иван Киреевский. Хомяков, Константин Леонтьев - вот крупнейшие строго-православные мыслители»1. Я со своей точки зрения вписала бы сюда же имя Сергея Тимофеевича Аксакова, который, не будучи яркой религиозной личностью, глубоко понимал первенствующее значение Русской Православной Церкви в истории русской духовной культуры и который свой талант летописца и бытописателя, полученный от Бога, отдал на служение ему же, Богу.
Н.Я. Данилевского принято относить к поколению поздних славянофилов, которое постаралось внести свой, но своеобразный вклад в органическую теорию национального развития русского общества и культуры. Недаром Н.А. Бердяев отмечал, что на фоне религиозно-философских взглядов ранних славянофилов Данилевский выглядел человеком совершенно другой эпохи, и в своей главной книге «Россия и Европа» (3 868-1871) он предстал перед читателями как «естественник, реалист и эмпирик»1, поставивший изучение общества и культуры на естественнонаучную основу. В то же время, по мнению Н.К. Бестужева-Рюмина, книга Данилевского представляет собой «систематизацию славянофильского воззрения», и это стало «поворотным пунктом в движении русского самосознания»2 в последней трети прошлого столетия.
1999 год
БАННОВ Геннадий Ефимович, писатель - за многолетнюю творческую деятельность и в связи с 70-летием со дня рождения.
ЧУМАКОВ Рудольф Иванович, председатель правления благотворительного фонда «Никольский храм» - за подвижническую деятельность в восстановлении Свято-Ни Кольского храма в с. Николо-Березовка Краснокамского района Республики Башкортостан и в связи с 60-летием со дня рождения.
МАСЛОБОЕВ Юрий Александрович, председатель Фонда Государственного социального страхования РБ - за большую помощь в организации ежегодного Международного Аксаковского праздника и в связи с 60-летием.
Талантливый прозаик-мемуарист, С.Т. Аксаков оставил небольшое по объему поэтическое наследие, несущее на себе яркий отпечаток его самобытного и оригинального дарования. Эта органическая часть творчества видного реалиста середины 19 столетия остается до сих пор крайне малоизученной, хотя представляет собой несомненный научный интерес в плане отношения ее к важнейшим поэтическим традициям 18-начала 19 вв.
Предлагаемое рассуждение имеет своим непосредственным предметом литературные мемуары С.Т. Аксакова «Историю моего знакомства с Гоголем»1. Но нас большей частью интересует не Н.В.Гоголь сам по себе, а «Гоголь» С.Т. Аксакова, восприятие Гоголя русским мемуаристом. Таким образом, нас интересует артефакт. Не вдаваясь в долгое толкование термина2, отметим, что нам наиболее важны в нем два семантических элемента: 1) множественность артефактов-интерпретаций, порожденных одной культурной формой; 2) взаимность связи, возникающей между восприятием и реальностью.
- 1
- 2