5 января 2021
Музыкальными способностями и любовью к музыке обладали многие представители рода Аксаковых.
Хотя сам писатель не получил музыкального образования, но его детские отрывочные впечатления от соприкосновния с музыкой показывают, что душа ребенка тянулась к прекрасному и тонко чувствовала его. Сергей Тимофеевич, вспоминая свои ранние годы, рассказал, как произошла его встреча с оркестровой музыкой. Для ребенка это стало незабываемым событием и произошло оно во время поездки семьи в Симбирское имение Чуфарово, принадлежавшее двоюродной тетке отца Надежде Ивановне Куроедовой.
По пути в Чуфарово Аксаковы сделали остановку в Никольском, которым владел бригадир Николай Алексеевич Дурасов. Этот помещик, стремившийся ни в чем не отставать от столичной моды, жил не жалея средств на роскошь и развлечения. Сергей Тимофеевич пишет, что у Дурасова были струнно-духовой и роговой оркестры, а также крепостные девушки-певицы, обученные пению в Москве. Там же, в Москве, Дурасов имел один из лучших крепостных оркестров.
Сережу Аксакова, не слышавшего до этого ничего, «кроме скрипки, на которой кое-как игрывал дядя, лакейской балалайки и мордовской волынки», дурасовский оркестр, игравший во время обеда, поразил невероятно. Впечатление было настолько сильным, что мальчик был буквально «подавлен изумлением, уничтожен».
«Держа ложку в руке, - писал он, - я превратился сам в статую и смотрел, разиня рот и выпучив глаза, на эту кучу людей, то есть на оркестр, где все проворно двигали руками взад и вперед, дули ртами и откуда вылетали чудные, восхитительные волшебные звуки, то есть как будто замиравшие, то превращавшиеся в рев бури и даже громовые удары. Хозяин, заметя мое изумление, был очень доволен и громко хохотал, напоминая мне, что уха простынет. Но я не думал об еде».
Судя по письмам к родным, тонким музыкальным вкусом обладал сын писателя Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886). Но, по воспоминаниям близких семье современников, совершенно незаурядными музыкальными способностями был наделен рано умерший младший сын С.Т. Аксакова – Михаил (1824-1841). Хорошие вокальные данные были у дочери писателя Надежды (1829-1869). Её исполнением украинских народных песен заслушивались все гости Аксаковых. Нередко Надежда пела вместе с Н В. Гоголем. Примечательно, что исполнялись не только известные песни, но и еще неопубликованные. Н.В.Гоголь, как известно, собирал украинский фольклор и среди записанных им песен были редкостные жемчужины.
Интерес, увлечение и любовь к музыке, присущие роду, трансформировались в правнуке С.Т.Аксакова - композиторе Сергее Сергеевиче Аксакове (1891-1968) - ученике К.Н. Игумнова и А.Т. Гречанинова. Его творческое наследие составляют симфонические, хоровые, инструментальные произведения, романсы, песни.
Сергей Сергеевич Аксаков родился 05 января 1891(н.ст.) г. в Самаре в семье внука писателя - Сергея Григорьевича Аксакова. На учебу его определили в московскую Поливановскую гимназию. Позднее Сережа Аксаков был переведен в Московскую консерваторию, но оставил её и продолжил свое музыкальное образование в частных студиях у композиторов А. Т. Гречанинова и А. Н. Корещенко, у профессора К.Н. Игумнова, у музыковеда Ю.Д. Энгеля.
В Петербурге С. Аксаков совершенствовал в течение нескольких лет композицию и оркестровку у профессора Петербургской консерватории С.М. Ляпунова, который принял и поддерживал традиции композиторов «Могучей кучки».
Самостоятельным творчеством Сергей Сергеевич начал заниматься в двадцать три года. Его творческая индивидуальность тяготела к малым формам, в которых впоследствии и проявился его композиторский талант. Музыкальные произведения молодого сочинителя печатались в крупнейших городах России - Петербурге и Киеве. С этого времени он стал давать фортепианные концерты.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война остановила гражданскую деятельность С.С.Аксакова, так как его призвали в армию. В чине офицера он служил уполномоченным Общества Красного Креста.
Далее наступил длительный – около четверти века - период китайской эмиграции, в которой оказалась большая часть русской интеллигенции и не только. Сначала это был Харбин, а потом Шанхай.
Как профессор Шанхайской консерватории С.С.Аксаков преподавал теоретические предметы и историю музыки и самостоятельно выступал с концертами как пианист; с ним связано создание Шанхайского просветительского общества, где он выступал в качестве лектора и музыканта, пропагандируя шедевры мировой музыки.
В эмигрантских газетах Сергей Сергеевич вел специальные разделы, посвященные музыке и музыкальным коллективам Шанхая, освещал гастроли. О нем и его творчестве стали появляться статьи и рецензии. В одной из них отмечалось, что «проживающим сейчас в Шанхае музыкальным критиком и композитором С. С Аксаковым... до сего времени написано тридцать отдельных романсов, много фортепианных пьес, симфоническая картина «Из Данте», сонаты, несколько хоров, начата опера «Психея» и др.».
Очень высокую оценку творчества С.С.Аксакова давала не только русская публика и пресса, но и иностранная печать. Великая Отечественная война разделила русскую эмиграцию. Аксаковы были среди тех, кто сочувствовал своей стране и мечтал вернуться.
Разрешение о возвращении в СССР пришло в 1946 г. Семья оказалась в Омской области. За восемь лет пребывания здесь С. С. Аксаков написал фортепианное трио (1948), концерт для фортепиано с оркестром (1952 г.), фантастический танец для фортепиано (1952 г.), концертный этюд (1954), романсы и песни.
В 1954 г. Министерство культуры СССР направило С. С. Аксакова «для музыкально-педагогической работы в Минск», где он преподавал в музыкальном училище при Минской консерватории. Поселившись в Минске, С. С. Аксаков «стал активным деятелем советской музыкальной культуры». Его произведения исполнялись на концертах, его песни пели с эстрады и в хоровом исполнении.
Он написал: концертную увертюру (1956), симфоническую фантазию «Над Неманом» (1958), симфоническую поэму «В Журавской пуще» (1961), этюды, вальсы, «Марш молодежи» (1956), «Песнь о Ленине» (1958), «Моя Беларусь» (1958), «Песню о Минске» (1958), романсы. В начале 1960-х годов С. С. Аксаков был принят в члены Союза композиторов СССР.
В сентябре 1968 г. С. С. Аксаков умер в Минске. «Литературная газета» разместила некролог, в котором говорилось: «Когда уходят из жизни представители прославленных фамилий, возникает такое ощущение, словно обрывается какая-то живая нить истории, точно канет в безвозвратное прошлое еще одно из ее бесконечных звеньев. И вместе с тем еще острее чувствуешь, сколь неразрывно связаны между собой век нынешний и век минувший, сколь едино и непрерывно в своем историческом развитии то, что мы называем духовной культурой народа».
н.с. музея Кузина Г.Н.
Хотя сам писатель не получил музыкального образования, но его детские отрывочные впечатления от соприкосновния с музыкой показывают, что душа ребенка тянулась к прекрасному и тонко чувствовала его. Сергей Тимофеевич, вспоминая свои ранние годы, рассказал, как произошла его встреча с оркестровой музыкой. Для ребенка это стало незабываемым событием и произошло оно во время поездки семьи в Симбирское имение Чуфарово, принадлежавшее двоюродной тетке отца Надежде Ивановне Куроедовой.
По пути в Чуфарово Аксаковы сделали остановку в Никольском, которым владел бригадир Николай Алексеевич Дурасов. Этот помещик, стремившийся ни в чем не отставать от столичной моды, жил не жалея средств на роскошь и развлечения. Сергей Тимофеевич пишет, что у Дурасова были струнно-духовой и роговой оркестры, а также крепостные девушки-певицы, обученные пению в Москве. Там же, в Москве, Дурасов имел один из лучших крепостных оркестров.
Сережу Аксакова, не слышавшего до этого ничего, «кроме скрипки, на которой кое-как игрывал дядя, лакейской балалайки и мордовской волынки», дурасовский оркестр, игравший во время обеда, поразил невероятно. Впечатление было настолько сильным, что мальчик был буквально «подавлен изумлением, уничтожен».
«Держа ложку в руке, - писал он, - я превратился сам в статую и смотрел, разиня рот и выпучив глаза, на эту кучу людей, то есть на оркестр, где все проворно двигали руками взад и вперед, дули ртами и откуда вылетали чудные, восхитительные волшебные звуки, то есть как будто замиравшие, то превращавшиеся в рев бури и даже громовые удары. Хозяин, заметя мое изумление, был очень доволен и громко хохотал, напоминая мне, что уха простынет. Но я не думал об еде».
Судя по письмам к родным, тонким музыкальным вкусом обладал сын писателя Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886). Но, по воспоминаниям близких семье современников, совершенно незаурядными музыкальными способностями был наделен рано умерший младший сын С.Т. Аксакова – Михаил (1824-1841). Хорошие вокальные данные были у дочери писателя Надежды (1829-1869). Её исполнением украинских народных песен заслушивались все гости Аксаковых. Нередко Надежда пела вместе с Н В. Гоголем. Примечательно, что исполнялись не только известные песни, но и еще неопубликованные. Н.В.Гоголь, как известно, собирал украинский фольклор и среди записанных им песен были редкостные жемчужины.
Интерес, увлечение и любовь к музыке, присущие роду, трансформировались в правнуке С.Т.Аксакова - композиторе Сергее Сергеевиче Аксакове (1891-1968) - ученике К.Н. Игумнова и А.Т. Гречанинова. Его творческое наследие составляют симфонические, хоровые, инструментальные произведения, романсы, песни.
Сергей Сергеевич Аксаков родился 05 января 1891(н.ст.) г. в Самаре в семье внука писателя - Сергея Григорьевича Аксакова. На учебу его определили в московскую Поливановскую гимназию. Позднее Сережа Аксаков был переведен в Московскую консерваторию, но оставил её и продолжил свое музыкальное образование в частных студиях у композиторов А. Т. Гречанинова и А. Н. Корещенко, у профессора К.Н. Игумнова, у музыковеда Ю.Д. Энгеля.
В Петербурге С. Аксаков совершенствовал в течение нескольких лет композицию и оркестровку у профессора Петербургской консерватории С.М. Ляпунова, который принял и поддерживал традиции композиторов «Могучей кучки».
Самостоятельным творчеством Сергей Сергеевич начал заниматься в двадцать три года. Его творческая индивидуальность тяготела к малым формам, в которых впоследствии и проявился его композиторский талант. Музыкальные произведения молодого сочинителя печатались в крупнейших городах России - Петербурге и Киеве. С этого времени он стал давать фортепианные концерты.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война остановила гражданскую деятельность С.С.Аксакова, так как его призвали в армию. В чине офицера он служил уполномоченным Общества Красного Креста.
Далее наступил длительный – около четверти века - период китайской эмиграции, в которой оказалась большая часть русской интеллигенции и не только. Сначала это был Харбин, а потом Шанхай.
Как профессор Шанхайской консерватории С.С.Аксаков преподавал теоретические предметы и историю музыки и самостоятельно выступал с концертами как пианист; с ним связано создание Шанхайского просветительского общества, где он выступал в качестве лектора и музыканта, пропагандируя шедевры мировой музыки.
В эмигрантских газетах Сергей Сергеевич вел специальные разделы, посвященные музыке и музыкальным коллективам Шанхая, освещал гастроли. О нем и его творчестве стали появляться статьи и рецензии. В одной из них отмечалось, что «проживающим сейчас в Шанхае музыкальным критиком и композитором С. С Аксаковым... до сего времени написано тридцать отдельных романсов, много фортепианных пьес, симфоническая картина «Из Данте», сонаты, несколько хоров, начата опера «Психея» и др.».
Очень высокую оценку творчества С.С.Аксакова давала не только русская публика и пресса, но и иностранная печать. Великая Отечественная война разделила русскую эмиграцию. Аксаковы были среди тех, кто сочувствовал своей стране и мечтал вернуться.
Разрешение о возвращении в СССР пришло в 1946 г. Семья оказалась в Омской области. За восемь лет пребывания здесь С. С. Аксаков написал фортепианное трио (1948), концерт для фортепиано с оркестром (1952 г.), фантастический танец для фортепиано (1952 г.), концертный этюд (1954), романсы и песни.
В 1954 г. Министерство культуры СССР направило С. С. Аксакова «для музыкально-педагогической работы в Минск», где он преподавал в музыкальном училище при Минской консерватории. Поселившись в Минске, С. С. Аксаков «стал активным деятелем советской музыкальной культуры». Его произведения исполнялись на концертах, его песни пели с эстрады и в хоровом исполнении.
Он написал: концертную увертюру (1956), симфоническую фантазию «Над Неманом» (1958), симфоническую поэму «В Журавской пуще» (1961), этюды, вальсы, «Марш молодежи» (1956), «Песнь о Ленине» (1958), «Моя Беларусь» (1958), «Песню о Минске» (1958), романсы. В начале 1960-х годов С. С. Аксаков был принят в члены Союза композиторов СССР.
В сентябре 1968 г. С. С. Аксаков умер в Минске. «Литературная газета» разместила некролог, в котором говорилось: «Когда уходят из жизни представители прославленных фамилий, возникает такое ощущение, словно обрывается какая-то живая нить истории, точно канет в безвозвратное прошлое еще одно из ее бесконечных звеньев. И вместе с тем еще острее чувствуешь, сколь неразрывно связаны между собой век нынешний и век минувший, сколь едино и непрерывно в своем историческом развитии то, что мы называем духовной культурой народа».
н.с. музея Кузина Г.Н.